Феодалы наносят ответный удар, или Пособие штурмовика

Борисом Пономаревым написанное (bpon@mail.ru)

Данный текст есть пособие по борьбе с компьютерными противниками — лордами в игре Stronghold Crusader. Как известно, противники все разные и против кого-то лучше помогает одна стратегия, а против другого — совершенно другая. За годы игрового времени были установлены алгоритмы, приносящие победу. Также здесь я расскажу про разных лордов в качестве союзников. Поехали! Рассказывать буду так — сначала чего ждать от этого лорда, потом как с ним бороться, а уж затем — как с ним сотрудничать.

Крыса

Единственная опасность от него — это раш. От него приходят несколько лучников и чуть побольше копейщиков. Если вы успели построить пару мастерских по производству луков, то не волнуйтесь, от Крысы вы отобьетесь. Дальше от него с завидной регулярностью будет приходить человек десять лучников и примерно тридцать копейщиков. Само собой, для обороны от него не понадобится баллист, масла и волчьих ям — зачем? Выставьте на стены лучников и все. Арбалетчиков не стоит — жирно.

При штурме его замка придется сильно поднапрячь свою фантазию: может, стоит подогнать к стене осадную башню и взвести на стену, которая стыкуется с замком, человек сорок пикинеров? А может, лучше подогнать к воротам таран и проделать дыру, а затем ввести в пролом сорок пикинеров? Или брутально разломать этими же пикинерами ворота? Или же поступить по-восточному коварно и кровопролитно — подогнать 60 лучников и 40 арбалетчиков, выкосить всех, разбить ворота, а дальше вы знаете. Шутка. Замок Крысы — это непонятный многоугольник стен. Башен нет. Ничего нет. Снаружи пристроены несколько мастерских, да вокруг стоят яблоневые сады. Взятие не представляет никакой трудности. Как союзник Крыса хорош по приколу. Боевого значения у него, в общем-то, нет. В моей практике был единственный случай, когда Крыса своими упорными атаками пробился к замку Шерифа Ноттингема и мало-помалу проковырял стену цитадели. Ну не пропадать же добру — пригнал туда свои войска и довершил взятие. Во всем остальном его ставить смысла нет.

Змея

Это уже посложнее Крысы. Раш обеспечен. На этот раз — рабами, которые спят и видят, как ваш замок загорится. На рынке надежнее будет купить пять луков и выставить на змеиное направление пять лучников. На стену, разумеется. Чаны с водой особой надобности не представляют. При большой плотности зданий вы не сможете погасить пожар, пока все не прогорит. Потом к вам притопают европейские и арабские лучники, осадные рабочие и копейщики. Ах, да, и катапульта. Отвратительная вещь. Поэтому надо будет поставить большую башню с баллистой, или же построить парочку наземных огненных, но в этом случае вы можете и не дострелить до катапульты. Здесь особой надобности в арбалетчиках нет, но лучше построить. Вообще, посоветую вам как можно больше арбалетчиков.

Замок Змеи — плод фантазий сумасшедшего архитектора, накурившегося гашиша. Барбакан сзади, стены кривые, местами стен нет, есть ров. Если вы подведете лучников, они выкосят всех через эти пустоты…если их не выкосят лучники Змеи! Он предпочитает закупать луки на рынке, поэтому, когда вы подойдете со своим войском, все башнеподобные строения будут облеплены легкими европейскими лучниками. Я обычно сношу маленькую башенку тараном, ввожу пикинеров во двор, устраиваю разборки выбежавшим копейщикам, а на крышу здания пускаю пехотинцев. Пикинеров с лука убить труднее. Они должны стоять рядом с тараном, иначе лучники Змеи расстреляют таран. А так пикинеры возьмут на себя часть стрел. У них очень хорошая броня. Вообще, этот прием — отвлечь стрелы на пикинеров — можно часто использовать. Подгонять лучников-арбалетчиков к замку Змеи, да и вообще, к любому замку — не советую, они будут вынесены очень быстро. Их место — на стенах вашего замка. Пока я иду пехотой к замку одного лорда, стрелки обороняют мой замок от других.

Как союзник Змея неплох. Его манера постоянных атак рабами может весьма ослабить противника. Да и сам он может разбить врага послабее. Однако же не люблю союзников. Они норовят выкорчевать все деревья в округе — нехорошо. Я ставлю 4 лесопилки, мне хватает, но другие лорды сберегать лес явно не спешат. Если играете с союзником, оставьте дерево на развод — обнесите его рвом =) Только пошире, а то эти дровосеки как-то умудрялись проникнуть по углам пикселей.

Кабан

Рашить Кабан не любит, можете спокойно развиваться. Однако надо спешить наладить производство арбалетов. От Кабана будут приходить пехотинцы и арбалетчики, плюс катапульта. Можете обрыть замок рвом, это будет нелишне.

Взять замок Кабана… о, тут нужно быть осторожным — в узкостях есть волчьи ямы. Низкая стена, опоясывающая его замок, с башнями не контактирует. Хорошо хоть баллист нет. Можно поджечь ему замок с огненной баллисты (следите, чтобы стрелы не утыкались в стену, это важно, а то будете стрелять до потери пульса), но особого смысла в этом нет. Разбейте стену с катапульт, топая к ней пикинерами, чтобы он не успел замуровать пролом, но постарайтесь не попасть камнем в солдат. Введите в пролом и устройте битву с пехотинцами Кабана, разбейте их, а потом атакуйте крышу здания. Ходить тесной толпой настоятельно не рекомендую. Налетите на волчью яму, потеряете человек 20 — это уже было.

Как союзник, Кабан очень неплох, гораздо полезнее Змеи. Говорят, у него можно просить сыр, и он дает — пробовал, сыра не получил.

Волк

Совсем не рашер. Выступает редко, но метко. Ждите арбалетчиков, мечников, пикинеров, лучников, конных лучников, арабских лучников. Может применять разные осадные орудия, в том числе и требюше. Одно хорошо — пока он что-то надумает, вы успеете и развиться, и баллист наставить (нужно штуки три — минимум), и арбалетчиков нанять. Атакует весьма редко.

Взять его замок? Да, это уже не Крыса. Стены со рвом посередине, баллисты, требюше, ряды волчьих ям — все это ждет вас в его замке. Равно как и множество людей. Чтобы обнаружить вражеские волчьи ямы, есть один способ — возьмите для постройки военное здание и поводите по вражескому замку. Построить вы не сможете, но там, где ям нет, будут белые квадратики. А где ямы — там красные. Как ни странно, замок взять можно, но уж очень сложно. Присмотритесь, где высокие стены (обычно возле башни) и подкатите дута осадную башню, предварительно расчистив путь пикинерами. Захватите стены и барбакан. К вам притопает отряд мечников. Расправьтесь с ним и идите штурмовать замок. Волк хорошо сражается. Будьте осторожны, не пускайте в бой все войска сразу. Наметьте отряды — для рва, для стен, для мечников, для Волка. Здесь вам могут пригодиться арбалетчики. Берегите их, держите в сторонке, равно как и пехоту. Здесь будут даже нелишними рыцари. Ибо у Волка 5 единиц жестокости. Подсчитаем: 1,5*0,75=1,125 То есть, количество рыцарей компенсирует и даже переваливает слабость атаки.

Как союзник, Волк непревзойденен! Можете рассчитывать на его защиту. И мало кто устоит перед его атакой.

Ричард

Доблестный противник. Присылает (не сразу; раша не бойтесь) лучников и пикинеров, но не простых, а с 25% бонуса на атаку. Ах, да, и осадные машины, что неприятно. Как бороться, вы уже знаете — надо много арбалетов и много баллист.

Атака замка не очень трудна (по сравнению с Волком). Ловушек нет, зато есть инженеры с маслом и мангонели, ну, и конечно, баллисты. Иногда замок двухстенный. Рва не бывает. Внешнюю стену пробейте катапультой, а внутрь введите осадную башню, влезьте наверх, при это сумейте выбрать такое место, чтобы не было маслят. Сильное сопротивление окажут проапгрейженные пикинеры. Здесь вы можете использовать мечников, если они успеют дойти =) . Но можно обойтись и проверенной связкой пикинеры+пехотинцы. Пикинеры долго рубятся с гарнизоном, а пехота забегает вокруг и штурмует замок, где будет не так уж много войск. Да, вот еще. Замок неплохо бы подпалить перед взятием, чтобы бонусы-«пряники» сгорели.

Союзник из него не хуже Волка. Защита гарантирована, да и если вам лень, с врагами может разобраться он, без вашей помощи.

Султан

Веселый противник. Не рашер, но надо поторопиться — тоже может пригнать бригаду рабов и подпалить вам замок. Живет за счет торговли, воюет пращниками, арабскими лучниками и мечниками, устраивает диверсии рабами. Особой опасности не ждите. Ко времени прихода мечников у вас, скорее всего, арбалетов будет в достатке.

Как ни странно, но взять его замок труднее, чем кажется на первый взгляд. На стены вы попадете без труда, можно взять барбакан ассасинами и зачистить башни и стены пикинерами. Лезть в центральный замок — очень неприятно, и чревато большими потерями. Едва вы возьмете барбакан, к вам выйдут мечники. Замок уже будет полностью забит лучниками и пращниками, пробиться сквозь них — очень неприятная затея, тут лучше не лезть в лобовую атаку. Держите поодаль арбалетчиков, как зачистите стены — отведите пехотинцев назад и поднимите на стены арбалетчиков. Расстреляйте ими малышню на замке и идите в атаку.

В качестве союзника он ненамного лучше Крысы. Вряд ли кого сможет одолеть, но иногда его помощь может быть полезной.

Калиф

Очень серьезный противник. Рашит рабами со скоростью Змеи. Жестокий повелитель, так же, как и Волк. В атаку идут арабские мечники, лучники, пращники и пара огневых баллист. Остерегайтесь асассинов. Опять же, арбалеты и луки, другого для защиты еще не придумано.

Взять его замок — достаточно трудоемкая вещь. Замок полностью окружен нефтью, а сверху стоят огнеметатели и лучники. Пустите вперед пикинеров. Когда под ними загорится нефть, отойдите назад, убедитесь, что она выгорела и подгоняйте осадку. Учтите, что вы можете нарваться на еще один нефтяной пласт. Взлезайте наверх, порубите всех на стенах и на свежезахваченные стены пускайте арбалетчиков. А вы как думали? На замке есть лучники, мечники и огнеметчики, последних — уничтожить! Расстреляйте всех и идите к Калифу. Если замок окружен второй — низкой — стеной, сначала подгоните катапульты и разбейте ее. Остерегайтесь огненных баллист, уничтожьте их пикинерами и только потом задействуйте инженерию. Союзник из него неплохой. Воюет сильно, предпочитает поджигать все, что враждебное.

Саладин

У нас с ним джентльменское соглашение: если он побеждает меня, он сохраняет мне жизнь и делает погонщиком верблюдов. С другой стороны, если победу одерживаю я, у меня для Саладина всегда найдется место в лучшей каменоломне моего замка. =)

Скажу честно, Саладин — самый крутой лорд в игре. Круче Ричарда и Волка. Раш не применяет, и это нормально. Отбиться от него мы можем, но приходящие к вам войска весьма внушительны и неплохо действуют на других лордов. Значит, от него приходят все арабские войска, да еще и инженеры. Если успеете обнести замок рвом и наставить на башни баллист — считайте, сдержать атаку сможете.

Вглядитесь в замок Саладина. На горы «пряников», дающих +25% к атаке. На рвы, круглые башни, мангонели, лучники. На ряды пекарен и оружейных мастерских. На огромную индустрию, день и ночь кующую могущество и победу. А теперь смейтесь! Замок Саладина берется элементарно. Прежде всего, вся оружейная индустрия — фикция, ее продукция идет на продажу, а на вырученные деньги нанимаются арабские войска. Но это так, значения не имеет. Замок Волка взять гораздо труднее. Ну, приступим к Саладину. Видите, какая теснота в замке? Видите, с одной стены пристроено шесть домов и нет рва? Нанимаем 30 и больше рабов, берем 20 и больше пехотинцев и бежим к этим домам. Можно выбрать другое строение, главное — чтобы огонь успел перекинуться. Напомню, пехота расчищает путь. Арабские проапгрейженные лучники валят раба с 1 попадания, так что нужно спешить. Останавливаться — смерти подобно. Пехотинцы отвлекают часть стрел на себя. Половина рабов добегает до домов, поджигает их, а дальше…кто успеет, уходит назад. Обычно возвращаются немного. В покинутом нами замке начинается пожар. Потушить его практически невозможно. Во-первых, пожарные ленивые, во-вторых, теснота. Горит все, и горит долго. Замок должен хорошенько прогореть, а уж только потом идите к замку. Стены теперь чисты, пристройки сгорели. Подгоняйте осадку, и идите на стены пикинерами, порубите всех в капусту. Если внутри замка все сгорело, идите на штурм каменнгого замка. На штурм, как водится, лучше брать субъектов с сильной атакой. Я предпочитаю пехотинцев, но это, безусловно, дело вкуса. Если же во внутреннем дворе еще что-то горит, дело усложняется. Просто когда вы все подходите, пожарные увольняются (иногда еще разрушаются все бонусы, что очень хорошо) и здания продолжают гореть. Само собой, вам не пройти. С каменного замка летят стрелы, раня ваших воинов. Спустите их наружу вниз, стены хоть чуть-чуть защитят. Или поднимите на стены своих арбалетчиков. Однажды я даже завалил одного лорда — по-моему, Саладина — арбалетами. Это было очень долго.

Саладин — хороший и мощный союзник. Военная защита вам обеспечена, да и можно сделать нехороший трюк. Мощные войска Саладина идут на врага, пробивают первые линии обороны, а затем приходите вы и довершаете дело. Способ хорош против Волка, когда саладиновцы «разминируют» все, что можно и продырявят стены, а затем останется еще пара рубежей. Ну не пропадать же бреши во вражеских стенах — смерть войск Саладина будет не напрасной. Но это действительно нехороший трюк, пользуйтесь им, если совесть вас не гложет. Когда Крыса продырявил Шерифу стену и я добил Шерифа, я честно отправил Крысе заработанные пятьсот фунтов. Можете так же расплачиваться с Саладином.

Фридрих Барбаросса

Атакует мечниками, лучниками и арбалетчиками, которые придут от него не так уж и скоро. И от него еще прибегают рыцари! Отвратительно. Во-первых, они очень быстро передвигаются и если у вас мало стреляющих, попасть в скачущего рыцаря довольно проблематично. Броня на них тоже имеется, а сильная атака позволяет им быстренько разрушить пару каменоломен — рыцари любят разломать что-нибудь индустриальное.

Замки у него, хотя и уступают Волковским, тоже весьма внушительны. Имеются баллисты, требюше, мангонели и волчьи ямы. Хорошо, хоть людей у него мало. Замок лучше предварительно ослабить. Всмотритесь, где каменоломни, и подожгите их. Баллистой, скорее всего, не получится. Возьмите человек 30 рабов и где-то 20 пехотинцев. Пустите пехотинцев вперед, пусть они расчищают дорогу, за ними рабов — пусть они запалят каменоломни или рудники. Искра должна будет перекинуться во внутренний двор (мораль — выбирайте здания поближе к стене, да и попрочнее — чтобы горели дольше), а уж затем наблюдайте за зрелищем горящего вражеского замка. Замок должен сгореть к вашему приходу на три четверти, где-то так. Заходите с тыла, минуя переднее укрепление с требюшетами. Возле подъемного моста имеются волчьи ямы. Заройте ров пикинерами, введите в бой осадку, зачистьте стены и добейте врага пехотой или мечниками. Пару неприятных мгновений вам доставят вражеские мечники. Хорошо, что их не так много.

Союзник из него тоже замечательный, но вот атакует редко. Врага он завалит нескоро, хотя смотря какого — Кабана или Змею он, скорее всего, разделает под орех. Если же его остановят на полпути, вам ничто не мешает воспользоваться плодами его атаки (брешь в стене, например).

Король Филипп

Француз с манией величия. В общем-то, не опаснее Крысы, но, надо признаться, просто атакует большим числом лучников и копейщиков. Как ни странно, но кует мечи, латы и разводит лошадей. От него очень часто, еще чаще, чем от Барбароссы, прибегают конные диверсанты. Это самая большая опасность, которую он представляет.

Как бы взять его замок? Его, хм, замок — это толстая стена. И ров, огораживающий небольшое хозяйство. Сзади барбакан. Две баллисты, немного лучников, копейщики. Даже как-то жалко разрушать этот «Версаль». Можно зайти сзади и взять асассинами тыловой барбакан. Или зайти спереди и использовать все ту же осадную башню или асассинов. Дальше вы справитесь. Единственную стену можно не зачищать, идите в замок. Союзник из него, как из Крысы, разве что более породистый и наносящий чуть больше урона своими рыцарями. Но погоды рыцари не делают. Будьте готовы защитить его в случае атаки врага.

Шериф Ноттингемский

Жестокий правитель. Воюет пехотой и арбалетчиками, бывает, встречаются арабские войска — конные лучники или просто лучники. Нападает не сразу, но и не затягивает, как Волк.

Посмотрите на его замок. Правда, напоминает что-то неприличное? Здесь можно устроить пожар, и это будет сильно. Берем огневую баллисту (лучше две), выделяем отряд прикрытия — лучники, пехота, подкатываем и поджигаем что-нибудь во внутреннем дворе (тот, который низкой стеной окружен). Следите, чтобы стрелы не утыкались в стену. Имеет смысл подкатить поближе. Когда замок загорится, полюбуйтесь. Впрочем, в поджоге боевого смысла нет. Это так, чтобы побольше досадить врагу. Как берем? Смотрим на высокие стены — там на башнях есть огнеметчики. Могут быть арбалетчики, а могут и не быть. Маленький дворик окружен нефтью, поэтому в лобовую атаку не идем. Если арбалетчики на башнях есть, разрушаем с одной стороны две башни катапультами или требюше. Если нет, подходим лучниками, убиваем огнеметчиков, а дальше по накатанной схеме — осадная башня, пикинеры, пехота, каменный замок. Учтите, что тут как с Волком — слабость воинов компенсируется их числом.

Шериф, как союзник — срединка наполовинку. Может постоять за себя либо против не очень сильного противника, который атакует копейщиками и лучниками в большом числе, либо же против очень крутого, но атакующего редко — чтобы успеть отстроиться и нанять новое войско.

Заключение

Ну что — врагов мы рассмотрели, теперь подумаем еще. У каждого игрока своя стратегия. Я, например, предпочитаю атаковать пикинерами и осадными башнями, подводя потом пехотинцев. Несомненно, у вас может быть своя стратегия. Я, например, не использую при штурме ассасинов и стрелков всех мастей. И рыцари у меня мало задействованы, в основном, из-за своей медленности. Я комбинирую прочную броню пикинеров с высокой атакой пехотинцев.

В битве один на один особой опасности не ждите. Если противник рашит, он атакует легкими войсками. Если же он атакует тяжелыми войсками, то вы успеете выстроить баллисты и арбалетчиков. Прочтите мое пособие замкостроителя, оно вам непременно поможет.

Трудности начнутся там, где противников много. Рашеры будут вас доставать, пока не придут мечники с катапультами. Однажды я играл с пятью Ричардами — они атаковали практически одновременно. Можете представить — каково это, когда пять армий атакуют в один момент, да еще с разных сторон. Если у вас, к тому же, стоит «Смертельная схватка» — будьте готовы к тому, что враги придут очень быстро. Те соперники, которых вы легко валили в единичном противоборстве, будучи объединенными, обретают силу и даже Змеи покажутся вам не такими уж и простыми. Разумеется, все это касается начальных стадий. При налаженной обороне, промышленности и вырытом рве стройные ряды вражеских армий вызывают лишь легкую усмешку. Зато когда баллист мало, а арбалетчиков можно штучно выставлять на стены, местами бывает туговато. Особенно, когда Змея разбил вам башню, на которую вы так любовно копили камень, арбалетчики Кабана расстреляли ваших, а тут еще рыцари Филиппа ворвались и разнесли вам каменоломню и пару ферм.

Союзники… О, это очень тонкая материя! Кто-то сможет помочь вам отбиться от армии врага, а другой может долго просить у вас 70 штук камня… Особенно, когда вы еще строите свой замок. Если делиться не хочется, не пишите ему «нет» — он тут же попросит вновь. Просто не отвечайте на просьбу, и его заказ будет долго висеть у вас в табличке. Еще некоторые союзники любят приходить на вашу территорию, добывать ваш камень, копать вашу руду и возделывать яблоки на вашей земле. Это лечится банальным застраиванием ресурсов. Хуже всего с деревьями. Все лорды любят выкорчевать все под корень. Ох, сколько раз я подливал под дружеские лесопилки нефть и поджигал их… Можно обнести дерево широким рвом, но иногда хитрые дровосеки как-то умудрялись завалить его.

Используются технологии uCoz